Казахстан увеличил экспорт нефти в обход России в первом квартале 2023 года, стремясь уменьшить свою зависимость от своего обширного соседа, показали данные отраслевых источников и Refinitiv.
Хотя экспорт казахстанской нефти через Каспийское море и Кавказ относительно невелик, он резко вырос после того, как Москва начала в феврале прошлого года так называемую «специальную военную операцию» на Украине.
Казахстан, у которого самая длинная сухопутная граница с Россией из всех бывших советских республик, идет по деликатной линии, чтобы уменьшить зависимость от России, не отталкивая своего соседа.
Президент Касым-Жомарт Токаев отказался признать аннексированные Россией регионы Украины и стремился ограничить зависимость Казахстана от России, в том числе от ее огромной сети нефтепроводов и портов.
Данные, предоставленные Reuters, показали, что поставки нефти из каспийского порта Актау в азербайджанский Баку, основной маршрут в обход России, подскочили до 163 436 тонн в январе-марте с 28 875 тонн за тот же период в 2022 году.
Государственная транспортная компания Казахстана "Казмортрансфлот" сообщила Рейтер, что в январе-марте по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан было отправлено еще 104 тысячи тонн нефти.
Казахстан также поставляет в Китай более 80 000 тонн нефти в месяц. В прошлом году экспорт казахстанской нефти по маршрутам, отличным от России, достиг 1,8 млн тонн (36 000 баррелей в сутки), что на 638 000 тонн больше, чем в 2021 году.
Казахстанская нефть не подпадает под санкции Запада, в отличие от российской нефти, хотя санкции создали проблемы для некоторых казахстанских товаров.
«Российские порты остаются токсичными для европейских покупателей, поэтому нефтяники перестраховываются и ищут маршруты, не связанные с (российской нефтепроводной монополией) «Транснефтью», — сказал западный трейдер, торгующий нефтью из Казахстана.
Основным и наиболее прибыльным маршрутом экспорта нефти из Казахстана остается Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который поставляет нефть на мировой рынок через российский черноморский терминал.
Поставки через КТК в прошлом году сократились на 1% до 51,99 млн тонн, но они по-прежнему составляют более 80% от общего объема экспорта нефти из Казахстана.