При комитете Государственной думы по транспорту вскоре должен быть создан экспертный совет в сфере деятельности, обеспечивающей внешнеторговые и транзитные грузопотоки. Решение об этом было принято по итогам прошедшего недавно в стенах Госдумы круглого стола. На нем, как признают участники, пожалуй, впервые за последние 20 лет состоялось столь широкое и детальное обсуждение вопроса таможенного оформления грузов
Инициатором данного мероприятия стал комитет Госдумы по транспорту. Наряду с депутатами к дискуссии были приглашены представители Минэкономразвития, Минтранса, ФТС России, Росграницы и других органов федеральной исполнительной власти. Свое мнение по обсуждаемой теме смогли высказать представители комитетов Госдумы по экономике, инновационному развитию и предпринимательству, по международным делам, безопасности и противодействию коррупции, профобъединения железнодорожников, воздушных перевозчиков, портов, судоходных компаний, АСМАП, общественных организаций и гражданских институтов, а также предприятий, занятых в сфере ВЭД.
В ходе круглого стола была представлена довольно мрачная картина в сфере таможенного оформления грузов. Было признано, что зачастую водители автомобилей, осуществляющих международные перевозки, простаивая в многокилометровых очередях на границе, вынуждены фактически по несколько суток жить в кабинах своих большегрузных фур. Все это время люди находятся в антисанитарных условиях, без медобслуживания и нормального питания, на грани нервного срыва. Все это сказывается не только на состоянии здоровья, но и на аварийности на дороге.
Участники дискуссии в очередной раз признали общеизвестный факт, что простои на границе и при процедуре таможенного оформления существенно увеличивают сроки доставки груза. Все это в значительной степени повышает тариф на перевозку, а непредсказуемые сроки доставки нарушают стабильную работу предприятий, срывают плановые задания. В итоге зависимые от поставок комплектующих и сырья предприятия простаивают и терпят убытки. Собравшиеся пришли к выводу, что основная проблема на таможне — отсутствие рыночных механизмов и реальной конкуренции в сфере оказания оформительских услуг участникам ВЭД.
Было отмечено, что отдельным коммерческим структурам таможенные органы сомнительными способами оказывают протекцию и создают предпочтительные, а иногда исключительные условия. По существу, происходит сращивание государственных органов и коммерческих предприятий. Это ведет к удорожанию перевозки и оформления грузов, а также к увеличению времени прохождения. Исходя из сказанного, следует отметить, что в последнее время на границе фактически ничего не изменилось в лучшую сторону.
Напомним, что еще более шести лет назад Владимир Путин, который тогда, как и сейчас, был президентом, произнес свою сакраментальную фразу «об экономическом экстазе», в котором слились таможня и бизнес. Хотя после этого в руководстве таможенного ведомства произвели кардинальную чистку, смысл происходящего остался прежним, поменялись лишь фигуранты процесса – на деле одних приближенных к таможне сменили другие.
По мнению участников думских обсуждений, первое, что необходимо сделать для исправления сложившейся ситуации, — ввести в сферу оказания услуг участникам ВЭД рыночные механизмы и здоровую конкуренцию. Однако пока этот постулат остается лишь на декларативном уровне. Различные инициативные группы предлагают свои варианты решений, но на практике все остается по-прежнему. До сих пор у нас фактически нет внятной программы развития в стране внешнеэкономической деятельности с четко прописанными целями и задачами, путями их решения, ответственными за тот или ной участок.
На деле, по сути, все сводится к постановке перед ФТС России новых годовых плановых показателей по сбору таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета. При этом в цифровом выражении они постоянно растут. Поскольку, судя по отчетам, таможня каждый раз с ними успешно справляется, то в целом получается, что во внешней торговле дела идут успешно. Все остальное, так сказать, – издержки производства.
Поэтому пока так и остаются призывами неоднократно озвученные на различных уровнях предложения о необходимости если не исключения, то минимизации заинтересованного человеческого фактора при прохождении таможенных процедур в отношении перемещаемых через границу товаров и транспортных средств. Нереализованной остается идея об автоматической регистрации всех подаваемых в таможню электронных деклараций на товары. На круглом столе о ней опять говорили, указывая на необходимость скорейшего полного перехода на электронную форму оборота документов и установления четких сроков таможенного оформления и контроля для каждого отдельного вида транспорта. Предлагалось при их нарушении ввести для исполнителя персональную ответственность.
В качестве иллюстрации к нынешней ситуации был приведен пример, что сегодня отечественным полярникам в северных портах России приходится неделями проходить таможенные процедуры при отправке жизненно важных грузов, включая спички, соль, продукты, медикаменты и тому подобное, на наши государственные арктические станции. В то же время через таможенные пункты пропуска поступает около 70% потребляемых в стране наркотиков. В этой связи был поставлен вопрос о том, как сегодня расставлены приоритеты в деятельности ФТС России.
Отметим, что в последнее время все чаще поднимается вопрос о правомерности деятельности подведомственных таможенному ведомству ГУПов, не обошли его и на этот раз. По мнению участников круглого стола, такого рода структуры должны быть устранены с рынка околотаможенных услуг. В этом же духе на прошедшей в начале мая встрече с деловыми кругами высказался и Владимир Путин. Участники дискуссии склонились к мнению, что сегодня для модернизации и либерализации рынка необходимо запретить подведомственным ФТС России организациям и аффилированным с ними в различных формах структурам осуществлять хозяйственную деятельность в области таможенного дела.
В качестве основного ключа в деле достижения положительного результата в борьбе с коррупцией была названа прозрачность в работе таможенных органов. При этом было отмечено, что сфера их деятельности на сегодняшний день наиболее закрыта для общества. Именно это является одной из основных причин, приводящих к злоупотреблениям и нарушениям в данной сфере. Также было указано, что ФТС России нередко принимает решения, противоречащие федеральному законодательству и ущемляющие права участников ВЭД. Их выявлением и устранением могут заниматься только независимые эксперты, способные критически и объективно оценить решения службы на предмет коррупционности.
Иннокентий Грязев
Таможенные новости
събота, 28 юли 2012 г.
Абонамент за:
Коментари за публикацията (Atom)
Няма коментари:
Публикуване на коментар