петък, 20 юли 2012 г.
Платные дороги
Сайт blog-o-auto.ru для настоящих автолюбителей. Ведь здесь новости авто , новинки, отзывы и все остальное, что хотели узнать из жизни автомобилей.
Сегодня в мире больше 30 млн километров дорог, 140 тыс. километров из которых – платные. За удовольствие ездить по современным безопасным магистралям со скоростью больше 100 км/ч платят в 30 странах мира. Каковы перспективы коммерческих магистралей в России?
Россия имеет, мягко говоря, небольшой опыт в строительстве платных дорог. Но необходимые позиции в отечественном законодательстве уже наличествуют: в соответствии с ними строительство и содержание платных магистралей в стране осуществляется на средства частных компаний (управление платными трассами возложено на госкомпанию «Автодор»), а собственность на них закреплена за государством. При этом особо указывается, что каждая платная трасса должна иметь бесплатного дублера. Законом также предусмотрено, что платной может стать уже существующая, но отремонтированная трасса. Взимание платы за проезд возможно не по всей дороге, а по ее отдельным участкам, то есть для ввода в эксплуатацию необязательно ждать окончания строительства или ремонта всей трассы, что, собственно, и происходит на большинстве российских реконструируемых магистралей.
Внедрение платных дорог в нашей стране, по замыслу инициаторов их создания, призвано помочь улучшить общую транспортную ситуацию. «Сама по себе идея платных дорог замечательна с точки зрения и комфорта условий на трассе, и скорости передвижения, и хорошей инфраструктуры, – считает Александр Окунев, депутат Московской городской думы. – К тому же коммерческие автомагистрали выполняют хорошую бизнес-функцию – привлекают инвесторов, которые будут вкладывать деньги в развитие трассы: строить заправки, кафе, мотели, зоны отдыха».
У платных дорог есть как сторонники, так и противники. «Но тот факт, что они существуют по всему миру, доказывает их необходимость, – считает Сергей Зеге, доцент кафедры мостов и транспортных тоннелей МАДИ. – Для любой страны, где есть рыночная экономика, платные трассы – это нормальная практика транспортной жизни. Это цивилизованный европейский вариант».
Образец для подражания
В Европе платными дорогами занимается Ассоциация автомагистралей, и эта же организация управляет и строит платные дороги. Ассоциация объединяет 17 стран Европы и 23 тыс. км платных дорог. Тарифы на проезд различаются в зависимости от массы и типа транспорта – в Европе существует пять тарифных групп. Лидерами по количеству платных дорог являются Франция, Италия и Германия – в этих странах такие дороги давно стали атрибутом комфорта и удобства. Да и выгода очевидна: экономия бензина и времени, а также окупаемый расход на поездки. В Словакии за сумму чуть больше доллара можно ездить две недели по дорогам наилучшего качества. В Чехии за пять евро – целую неделю, а за сорок пять евро – приобрести абонемент на целый год.
Скоростные автомагистрали (в Германии они называются автобанами, в США – хайвеями, в Италии – автострадами, во Франции – авторутами) строятся всегда рядом с бесплатной, альтернативной, дорогой, но в обход населенных пунктов. По платной трассе проходит межрегиональный, грузовой и пассажирский транзит. Платными часто бывают тоннели, мосты, эстакады, что позволяет сделать более безопасным движение и контролировать экологическую ситуацию. «Вы не представляете, какое это удовольствие – ездить по дорогам Евросоюза, – делится впечатлениями автотурист Олег Бойко, работник одного из крупных столичных банков. – Умопомрачительные дороги в Норвегии, Румынии, Швейцарии. Если бы у нас в России были такие идеальные трассы, я был бы готов за них платить, но пока сомневаюсь, что мы добьемся такого высочайшего уровня дорожного покрытия и систем превентивной безопасности».
Платные дороги в разных странах постоянно расширяются. Больше всего таких дорог в Италии – 7 тыс. км. В США скоростных платных дорог около 9 тыс. км, в Мексике – 6 тыс. В Китае уже построено более 34 тыс. км платных дорог, в Японии и Малайзии – по 10 тыс. Даже Африканский континент не остался в стороне : к примеру, в ЮАР уже около 800 километров платных дорог. Гарантированная скорость передвижения сокращает, например, время доставки свежих овощей из деревни в город, дает возможность не снижать цены на них – выигрывают и производитель, и потребитель.
Российский размах
Развитие платных транспортных магистралей в РФ тоже идет весьма впечатляющими темпами. В мае этого года в Московской области начал работу первый платный участок (48-71-й км) на трассе М-4 «Дон». Правда, цены у нас почему-то уже обгоняют европейские. На начальном этапе проезд по трассе «Дон» обойдется в 1 рубль за 1 километр. Это потому, что в госкорпорации «Автодор» считают, что пользователям платных дорог необходим «период привыкания», после адаптационного периода стоимость может быть еще увеличена. Что же касается остальных платных дорог, которые будут открываться в ближайшие годы, то тарифы для них будут рассчитываться накануне открытия исходя из текущей экономической ситуации.
Следующей платной трассой после «Дона» станет северный обход города Одинцово, который будет сдан в 2013 году, в 2014 году откроется движение на участке скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург от МКАД до 58-го км. Это как раз и есть та самая скандально известная дорога, которая пройдет через Химкинский лес.
«Предварительная дата ввода в эксплуатацию скоростной платной автодороги Москва – Санкт-Петербург – 2018 год, головного участка с 15-го по 58-й км в Московской области – 2014 год, – сообщила пресс-секретарь «Автодора» Екатерина Варенова. – Стоимость проезда по участкам, построенным за счет средств госбюджета, – 1-1,5 рубля за км для легковой автомашины». Новая дорога пройдет в объезд населенных пунктов, на ней не будет ни светофоров, ни постов ГИБДД, а максимально разрешенная скорость составит 110 км/ч. До 58-го километра трасса будет десятиполосной, далее останутся восемь полос. На земляное полотно будет положено 40 сантиметров щебеночно-песчаной смеси, затем – три слоя асфальта разного состава. По заверениям представителей «Автодора», дорога будет очень хорошего качества. Хочется верить...
Что касается более далеких планов, то всего в Подмосковье в ближайшие 10 лет планируется открыть шесть платных трасс. Строительство и реконструкция идут на нескольких участках федеральных автомобильных дорог: М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Москва – Санкт-Петербург», северный обход города Одинцова, МКАД – Ногинск – Орехово-Зуево. Все эти трассы, по предварительным данным, будут введены в строй не позже 2022 года.
«Платные дороги нам безусловно, нужны, но вопрос – какие, – рассуждает Сергей Зеге. – Нужны коммерчески состоятельные платные дороги – прежде всего дороги для городского транспорта, дороги для грузоперевозок. Если человек получает более качественную услугу и за нее готов платить – то почему эту услугу не оказать?» По мнению ученого, пытаться делать платную магистраль через всю страну нерентабельно, такая трасса просто себя не окупит, поэтому лучше заняться эстакадами для легковых автомобилей в Москве и области. К тому же строить платные трассы только для легкового транспорта выгоднее – по сравнению с «обычными» трассами они окупятся по прогнозам всего за 4 года против 20 лет.
Один из самых масштабных проектов по усовершенствованию дорожной инфраструктуры Подмосковья – строительство Центральной кольцевой автодороги. «ЦКАД должна стать составной частью транспортных коридоров, обеспечивающих прохождение автотранспорта по направлениям север – юг и запад – восток. Проектирование Центральной кольцевой автодороги заканчивается, а ее сооружение разделено на 5 пусковых комплексов, включающих в себя 9 участков строительства общей протяженностью более 520 км, она пройдет по территориям 18 муниципальных образований Московской области», – делится планами Петр Кацыв, руководитель ГУ по взаимодействию с федеральными органами власти правительства Московской области. Пока власти обещают, что не вся ЦКАД будет платной. К примеру, пусковой комплекс N 5, проходящий по территориям Наро-Фоминского, Одинцовского, Солнечногорского муниципальных районов и городского округа Звенигород протяженностью более 80 км, будет бесплатным.
В 2014-2019 годах будет проведена реконструкция участка с 37-го по 173-й км Киевского шоссе (М-3 «Украина»). Предполагается, что после окончания ремонта он также станет платной. Та же «участь» ожидает и Минское шоссе (М-1 «Беларусь»), где продолжаются работы по реконструкции участка с 33-го по 84-й км. Кроме того, для разгрузки автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород (М-7 «Волга», Горьковское шоссе) в этой же программе предусмотрено строительство новой платной автодороги МКАД – Ногинск – Орехово-Зуево с последующим ее продолжением до Нижнего Новгорода и Казани. Проектирование этого участка будет завершено до конца 2012 года, а строительство – до 2019 года.
Разносторонние мнения
Но не все так единодушно положительно оценивают перспективы улучшения автомобильного перемещения после введения платных магистралей.
«Многие почему-то считают, что в России платные автодороги будут лучше, чем бесплатные, – удивляется людской наивности политолог Григорий Трофимчук. – Да у нас, после того как раскрошатся остатки советского бетона, щебня и битума, дорог не будет вообще».
По его мнению, прокладка нескольких автомобильных «ниток», да еще и с платой за проезд, нужна лишь для создания иллюзии благополучия нашей транспортной системы. Для социального, льготного, проезда останутся разбитые проселочные дороги. Кроме того, эксперта возмущает, что никто не собирается отменять соответствующие налоги на транспортные средства: за 20 с лишним лет новой России еще не вышел ни один закон, который делал бы гражданам хоть какие-то значимые послабления. Поэтому граждане будут платить в той или иной форме за автомобильные дороги не только дважды, но и трижды. «В общем, если чьи-то мечты и сбываются, то это не мечты российских автомобилистов о хороших дорогах – сегодня только 40 % федеральных магистралей соответствуют нормативным требованиям! И при нынешних объемах финансирования все трассы приведут в порядок не раньше 2018 года, как раз к чемпионату мира по футболу. И это – весьма оптимистичный прогноз, который не учитывает реальных масштабов коррупции», – резюмирует эксперт.
«Платные дороги России нужны, но не нужно преподносить их панацеей от всех бед, – считает Виталий Ефимов, президент Союза транспортников России. – Нам нужны трассы, которыми смог бы реально пользоваться широкий слой населения и цена за проезд по которым была бы приемлемой для большинства граждан». По мнению бывшего министра транспорта РФ, платные дороги должны быть «разумными» – необходим точный экономический и социальный анализ при проектировании и строительстве таких магистралей. Платные дороги должны быть прежде всего экономически выгодны водителям всех видов транспорта – как легкового, так и грузового – и только потом приносить прибыль в казну.
Большинство опрошенных аналитиков предлагают разделять транспортные потоки – кто-то медленно поедет по бесплатным дорогам, кто-то быстро, но за деньги. Платными дорогами и парковками нужно убирать «узкие» места и так называемые «бутылочные горлышки». Автомобилист, покупающий машину почти за миллион рублей, в состоянии оплатить въезд на платную трассу, учитывая, что при этом он сэкономит время и бензин.
***
СКОЛЬКО-СКОЛЬКО?
Примечательно, что дорожные сборы в странах ЕС оплачиваются преимущественно с помощью виньетки. Виньетка – это наклейка на лобовое стекло, на которой указывается время ее действия и при контроле сразу видно, оплачен ли дорожный сбор. Виньетки продаются практически повсеместно в приграничных пунктах обмена валюты и на заправках. Слово «виньетка» (vignette) – французского происхождения, обозначало раньше в т. ч. этикетку на винной бутылке. В наше время слово используется в основном как синоним слова «наклейка». Конечно, проезд можно оплатить «обычными» способами: наличными или кредитной картой.
Цены на проезд (абонемент) по платным трассам для легкового автотранспорта:
Австрия: 10 дней – €8. 2 месяца – €23
Белоруссия: €3 за одноразовый въезд, для граждан Белоруссии и стран Таможенного союза – бесплатно
Болгария: 7 дней – €5, 1 месяц – €13
Румыния: 7 дней – €3, 30 дней – €7
Словения: 7 дней – €15, 1 месяц – €30
Польша: 16 злотых за въезд на автобан
Чехия: 10 дней – 310 крон
Швейцария: 1 год – 40 франков
Россия: проезд по трассе М-4 – 30 рублей
Известия
Абонамент за:
Коментари за публикацията (Atom)
Няма коментари:
Публикуване на коментар