сряда, 14 декември 2011 г.

Одесса уступит Мурманску

По итогам ноября железнодорожный транзит через Украину сократился на 3,5% по грузообороту и на 5% по объемам в тоннах. Если же учесть, что еще в октябре динамика роста грузооборота составляла 16,4% и на таком же уровне держалась с начала года, то ноябрьская тенденция говорит о серьезных проблемах в этом сегменте перевозок.

А опрошенные газетой "Комментарии" руководители транспортно-экспедиторских компаний прогнозируют дальнейшее падение. В частности, в декабре - на уровне 7-10%. Тогда как обычно в осенне-зимний период, наоборот, фиксируется рост объемов транзита через Украину из-за ухудшения погодных условий в российских азовско-черноморских портах.
Конечно, велик соблазн списать такое изменение транзита на вторую волну кризиса. Ведь нечто подобное наблюдалось в октябре 2008 года. Но тогда происходил обвал по всем видам перевозок, сейчас же динамика роста погрузки, характеризующей экспортные и внутренние перевозки, на сети железных дорог Украины составляет около 10%. Подобная картина и в основных странах происхождения транзита для Украины - России и Казахстане. Так что дело явно не в мировом кризисе.В период экономического упадка, очень многие торговые компании успешно начали осуществлять на практике перевозки по технологии сборные перевозки. Что показывает хорошую эффективность, как для международных автомобильных перевозок грузов, так и для торговых компаний.


Одна из причин такой ситуации - относительно высокие тарифы на транзит через Украину. По информации опрошенных "k:" руководителей транспортно-экспедиторских компаний, они на $3-5/т выше, чем в странах Балтии или в Беларуси. Впрочем, по мнению опрошенных "k:" специалистов коммерческих служб "Укрзализныци", тарифные условия - не определяющий фактор для потери транзита. Сложно представить, что перевозка угля из Кузбасса через Ригу и вокруг Европы в Италию может быть дешевле, чем через Южный или Мариуполь. Даже если наш железнодорожный тариф выше на $3.


Второй фактор ухода транзита - упрощение процедур при железнодорожных перевозках в рамках Таможенного союза. С 1 октября 2011 года в Беларуси, России и Казахстане применяется нулевая ставка НДС вместо действовавшей ранее ставки в 18%. Даже по очень осторожным прогнозам специалистов потери железных дорог Украины из-за переориентации части казахского и российского грузопотока на Беларусь и сокращения транзита могут составить в следующем году около $120-150 млн.
Но самой главной причиной снижения транзита все опрошенные "k:" эксперты считают ужесточение таможенных процедур. По странному стечению обстоятельств обвал транзита и медлительность российских компаний в подписании договоров на перевозки через Украину на следующий год совпали с принятием Верховной Радой 3 ноября новой редакции Таможенного кодекса, которой предусматривается распространение механизмов гарантирования уплаты таможенных сборов на все виды товаров.


История этого вопроса уходит в 1997 год. Тогда и были введены механизмы гарантирования при транзите, но они касались лишь четырех позиций потенциально контрабандных подакцизных грузов. В течение семи лет единственной формой гарантии была финансовая гарантия так называемых финансовых посредников. Они (за определенную плату) гарантировали, что транзит не будет прерван, и товары, с которых не были уплачены налоги, благополучно покинут украинскую территорию.

В 2004 году железные дороги получили статус таможенных перевозчиков, которые не взимали плату за услуги по доставке транзита, а своими ресурсами гарантировали, что товар покинет таможенную территорию Украины. Но уже в 2005 году эти лицензии были аннулированы, и с тех пор "Укрзализныця" не может вернуть данный статус. За этот период перечень товаров, подлежащих гарантированию, вырос до 84 позиций, и в него попали даже резиновая обувь и солома. В новой же редакции Таможенного кодекса ситуация вообще доведена до абсурда. Как говорится в обращении Ассоциации международных экспедиторов Украины (АМЭУ) к Виктору Януковичу, "предоставление таможенным органам обеспечения оплаты таможенных платежей является обязательным при перемещении всех товаров по таможенной территории Украины транзитом. Эта норма является беспрецедентной новеллой не только украинского, но и, к сожалению, мирового торгового законодательства".

Как отмечается в тексте обращения, копией которого располагает "k:", это приведет к оттоку транзита из-за непомерно высоких размеров денежных залогов. Учитывая, что круг финансовых посредников, которые за $0,5-2,5/т в зависимости от объема и номенклатуры груза гарантируют непрерывность транзита, довольно ограничен (на рынке лидируют всего два игрока), можно предположить, что эксперты АМЭУ недалеки от истины. А то, что от этого "Укрзализныця", в частности, и Украина, в целом, потеряют миллионы, вряд ли серьезно волнует ведомство Игоря Калетника, пролоббировавшего эту норму.


Что теряем


В ноябре объемы транзита сократились на 5% - с 4,209 млн. т до 4 млн. т. Наибольшее падение произошло по транзиту железной руды - на 296 тыс. т. (-33,6%) и по нефти и нефтепродуктам - на 127,6 тыс. т (-9,2%). Практически полностью исчез грузопоток цветной руды и серного сырья - снижение составило 70,7 тыс. т, или 95,1%. В то же время потери удалось частично компенсировать за счет увеличения транзита каменного угля на 120,6 тыс. (+16,2%), зерна и продуктов перемола на 194,8 тыс. т (+131,8%) и черных металлов на 56,4 тыс. т (+25,1%). Но если смотреть в целом за январь-ноябрь этого года, то наблюдается устойчивая тенденция потерь таких важных позиций транзита, как уголь, металлы, химикаты. Особенно тревожные тенденции с сокращением транзита угля, доля которого составляет около 20% в общих объемах. Доходит до того, что традиционные грузопотоки российских углей, следовавшие в страны Средиземноморья через украинские порты, переориентировались на порты Балтии. За январь-октябрь этого года российские поставки ЖРС в Китай составили 14,1 млн. т, а через украинские порты было отгружено 5,4 млн. т для всех потребителей.

сряда, 7 декември 2011 г.

Эстонские перевозчики удивили

Эстонские автоперевозчики впервые возвращают неиспользованные российские дозволы

Опубликовано: 07.12.2011 10:51

pilt Число эстонских машин на эстонско-российской границе заметно поубавилось - если раньше время ожидания составляло трое суток, то сейчас - сутки-двое
Фото: Postimees/Scanpix


Многие эстонские автоперевозчики, работающие в направлении России отмечают, что нынешняя осень стала для них хуже, чем осень кризисных лет. Дефицитные обычно дозволы - разрешения на провоз по территории России - впервые остались неиспользованными и перевозчики сдают их обратно в Ассоциацию международных автоперевозчиков Эстонии, пишет газета «Деловые ведомости».

Как рассказал руководитель транспортной фирмы Ingeen Transport Олег Русин, этот год выдался необычный. Как правило, спады в этом бизнесе бывают в начале года и по весне, а в этом году февраль принёс заметный рост. Зато с конца сентября грузопоток начал иссякать

«Даже в кризисные годы было полегче. В течение года я берёг дозволы, чтобы их хватило и на конец года, когда ездить обычно приходилось больше. В результате они остались неиспользованными, а работы нет», - сказал он.

По словам члена правления OÜ K.Trans Pluss Андрея Жилкина, его фирме тоже не удалось использовать дозволы: объемы грузов сократились, и поездок было меньше обычного. Оставшиеся дозволы пришлось сдать в Ассоциацию международных автоперевозчиков Эстонии ERAA. По его информации, также поступили и многие другие перевозчики, которые возят грузы в Россию.

«Мы надеялись, что после осеннего спада вот-вот придет оживление. Обычно к рождественским праздникам объем перевозимых товаров возрастает, а падение начинается в январе. Однако сегодня уже ясно, что ждать нечего. Если в январе сохранятся хотя бы нынешние объемы, то будет хорощо, но мой внутренний голос подсказывает, что может стать еще хуже», - сказал Жилкин.

Член правления AS Transservis-N Владимир Мижуй подтвердил, что очереди на границе заметно сократились. Если летом фуры стояли по трое суток, то теперь — сутки-двое. Однако он считает, что это явление кратковременное и скоро дело пойдет на лад. По его мнению, нынешний застой связан с тем, что Россия сократила свой объем импорта, а европейские импортеры придерживают груз в ожидании того, что Россия с января вступит в ВТО и пошлины для европейцев заметно снизятся. Мижуй считает, что оживление в области транзитных перевозок можно ожидать с февраля следующего года.

Генсек ERAA: впервые автопереворзчики возвращают дозволы

То, что автоперевозчики сдают дозволы, подтвердил и генеральный секретарь ERAA Тойво Кульдкепп. «Действительно, такого, чтобы автоперевозчики сдавали неиспользованные дозволы, еще не было. Это впервые».

Кульдкепп считает, что это может быть связано с тем, что банки не дают кредитов для импортеров, придерживая финансирование импортных товаров. «Свою роль могло сыграть и ожидание, связанное с российскими выборами и перетрясками в российской таможне, - можно предположить, что с созданием тройственного союза не все нюансы согласованы. Трудно предсказать, когда этот период закончится. Но думаю, что будет лучше», - считает Кульдкепп.

Тотальному контролю сказали нет

Вполне очевидная позитивная новость из Петербурга добавит оптимизма участникам экономической деятельности в этом регионе и международным транспортным компаниям.
Как стало известно "Ъ", Балтийская таможня досрочно отменила собственное распоряжение N42-р, ужесточавшее режим проверок транзитных грузов, следующих в таможни Центрального таможенного управления. В таможне не комментируют это решение, однако аналитики не сомневаются, что на руководство регионального управления надавили из столицы

Распоряжение Балтийской таможни N42-р было принято в конце октября — как заявил "Ъ" один из опрошенных экспертов, Алексей Безбородов, генеральный директор исследовательского агентства Infranews, региональная таможня пыталась поправить свои дела в связи с увеличением плана по сбору платежей в бюджет. В соответствии с распоряжением таможенники начали тотальные проверки всех доставляемых в морской порт Петербурга транзитных грузов, кроме грузов в адрес таможенных органов Таможенного союза, консульских учреждений и т. п. На практике это означало, что таможенники начали сверять классификационные коды и иные сведения, подаваемые декларантами, с профилями рисков — почти так же, как это происходит с грузами, которые оформляются в самой Балтийской таможне. До сих пор контроль транзитных грузов на Балтийской таможне был выборочным — однако руководство региональной таможни решило усилить контроль "в связи с участившимися случаями дезинформирования со стороны грузоотправителей насчет веса, стоимости и категории товаров". Распоряжение касалось таможенных постов Кронштадтский, Пушкинский, Турухтанный, Лесной порт и Гавань.

По данным перевозчиков, ужесточение проверок транзитных грузов привело к тому, что грузоотправители были вынуждены на 2-3 суток дольше ждать обработки своих товаров. По словам одного из морских перевозчиков, написавшего даже письмо президенту России, тщательный досмотр транзитных грузов привел к "тотальной блокировке" портовых терминалов.

В итоге распоряжение N42-р было отменено самой Балтийской таможней — хотя изначально предполагалось, что усиленный контроль транзитных грузов продлится до конца декабря. Начальник таможни Александр Чебаев в ответ на запрос "Ъ" с просьбой прокомментировать свои решения, по сути, не ответил — в поступившем в редакцию письме господина Чебаева содержится лишь пространное обоснование необходимости усиления контроля. По данным ведомства, в прошлом году Балтийская таможня обработала более 18 млн грузов, из которых более 1,5 млн тонн составили транзитные грузы (8,4%).

"Из-за ужесточения проверки транзитных грузов Балтийской таможни грузоотправители потеряли по $300-400 с контейнера, которые пришлось выплатить либо перевозчику, либо терминалу за время простоя", — говорит Алексей Безбородов.

КоммерсантЪ

неделя, 4 декември 2011 г.

Новая концепция в DPD

DPD в России предлагает услугу по международной доставке автотранспортом и таможенному оформлению с использованием современной технологии электронного декларирования

В дополнение к ставшей традиционной для клиентов DPD в России услуге - международной авиаперевозке и таможенному оформлению, в аэропорту Шереметьево с ноября 2011 года предлагается новая услуга по международной автомобильной доставке от двери до двери с таможенным оформлением на одном из таможенном постов Калужской таможни. Таможенное оформление производится с использованием современной технологии электронного декларирования.

Декларация на товары и все подчиненные документы в электронном виде отправляются с рабочего места специалиста DPD по таможенным операциям непосредственно на таможенный пост. Диалог с инспектором таможни и предоставление дополнительных документов осуществляется в режиме онлайн, вплоть до непосредственного выпуска груза в свободное обращение.Кстати и автомобильный новостной портал говорит так же об этом, как основной тенденции автомобильного транспорта.

К настоящему времени уже осуществлены 3 перевозки по маршруту Монтеккьо Маджоре (Италия) – Москва. Характер груза - насосное оборудование и запчасти к нему. Все грузы успешно прошли таможенное оформление и доставлены получателю.

"Надеемся, что новая услуга будет популярна среди наших клиентов, ведь с ее появлением они смогут получить у нас полный комплекс логистических услуг: от забора груза у отправителя за рубежом до его доставки в любую точку стран-участниц Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана" - прокомментировал Начальник управления международных перевозок Евгений Привалов.

О DPD в России

DPD в России (ЗАО «Армадилло Бизнес Посылка») является признанным лидером на российском рынке экспресс-доставки посылок и грузов и предлагает сервис на уровне современных мировых стандартов. DPD в России предоставляет полный комплекс транспортно-логистических услуг и осуществляет доставку в более чем 4000 городов и населенных пунктов России, обслуживает 220 стран и территорий мира. Центральный офис DPD в России находится в Москве.

В 2010 г. количество доставленных отправок DPD в России увеличилось на 57% по сравнению с 2009 г. Объем доставленных посылок превысил 6 млн.

DPD в России входит в состав международного холдинга GeoPost, который является ведущим игроком на рынке экспресс-доставки посылок по всей Европе. DPD - это всемирный бренд холдинга GeoPost.

DPD в России действует в рамках альянса компаний GeoPost и Yurtiçi Kargo.

DPD в России является членом международных и российских бизнес-ассоциаций и профессиональных ассоциаций, в том числе Ассоциации европейского бизнеса в Российской Федерации, IATA, FIATA, Ассоциации российских экспедиторов, Ассоциации негосударственных операторов почтовой связи, а также Ассоциации Экспресс-Перевозчиков.

О холдинге GeoPost

GeoPost объединяет подразделения экспресс-доставки Группы La Poste и является ведущим игроком на рынке экспресс-доставки посылок по всей Европе. GeoPost обслуживает свыше 230 стран и оказывает услуги более чем 300 000 клиентам по всему миру. С объемом продаж, составившим в 2010 г. 3,4 млрд. евро, холдинг GeoPost занимает первое место во Франции и второе место в Европе на рынке наземной экспресс-доставки посылок.



"Единое общенство"


събота, 3 декември 2011 г.

Таможня конкурирует с бизнесом



Антимонопольная служба заинтересовалась деятельностью таможни. Скандальная концепция переноса таможенных постов на границу может быть пересмотрена. Итоги проверки огласят в конце декабря, говорит заместитель начальника управления контроля органов власти ФАС Андрей Кузнецов, но уже сейчас ФАС направила письмо в правительство РФ с просьбой разработать четкий порядок ликвидации таможенных постов с учетом интересов предпринимателей

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ, возглавляемая Игорем Артемьевым, проверит законность деятельности Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ по переносу таможенных постов из городов на границу России. Итоги проверки огласят в конце декабря, говорит заместитель начальника управления контроля органов власти ФАС Андрей Кузнецов, но уже сейчас ФАС направила письмо в правительство РФ с просьбой разработать четкий порядок ликвидации таможенных постов с учетом интересов предпринимателей. Не исключено, что до появления этого нормативного акта процесс ликвидации будет приостановлен.

Комментировать действия антимонопольной службы в ФТС отказались. Поводом начать проверку для ФАС послужили многочисленные жалобы собственников транспортно-логистических комплексов (ТЛК). Строительство ТЛК обходится в сумму не менее $50 млн. Важным конкурентным преимуществом, способствующим привлечению клиентов и окупаемости объектов, является наличие пунктов таможенного оформления.

Однако в 2008 году правительство РФ утвердило предложенную ФТС концепцию по переносу таможенных постов из городов на границу РФ, чтобы разгрузить дорожную сеть мегаполисов. Это спровоцировало передел рынка в пользу госпредприятий.

Осенью 2010 года в рамках таможенной реформы закрылся пост в Шушарах на терминале "Южный", принадлежащем ОАО "Совавто".

Вместо него в 250 м открылся новый пункт таможенного оформления на одноименном терминале, но принадлежащем ФГУП "Ростэк". В следующем месяце после закрытия поста терминал "Совавто" не обслужил ни один автомобиль, хотя ранее через него проходило 6-7 тыс. автофургонов в месяц.

Представитель компании "Стерх" (владелец одного из закрывшихся ТЛК) Игорь Щипцов отмечает, что до начала таможенной реформы "Ростэк" контролировал 25-30% рынка складов временного хранения, а за 2 года его доля увеличилась до 40%.

"Все плохое, что можно было сделать для региона, ФТС уже сделала. Закрытые терминалы заново не откроют. Пересмотр концепции ничего не изменит", - полагает Вячеслав Лазарян, генеральный директор ОАО "Совавто".

Вице-президент Северо-Западной ассоциации транспортно–логистических комплексов Константин Крутцов уверен, что скоро проблем у логистов прибавится. "В декабре ФТС планирует пересмотреть компетенцию таможенных постов по оформлению различных видов товаров. А запрет на оформление большинства грузов всегда приводит к ограничению работы терминала и даже его закрытию", - пояснил он.




Рост оборота в Шанхае



Руководство порта Шанхай прогнозирует, что контейнерооборот порта по итогам 2011 года достигнет отметки в 31,5 млн TEUs, сообщает Shanghai Daily

По словам вице-президента Shanghai International Port Group Цзюнь Яня: «Шанхай сможет достичь поставленной в начале 2011 года цели увеличить контейнерооборот на 8,4%». Контейнерооборот глубоководного порта Яншань в 2011 году достигнет 13 млн TEUs. За первые 10 месяцев 2011 года в порту Шанхая было обработано 23,9 млн TEUs, против 23,56 млн TEUs в порту Сингапура. В 2010 году контейнерооборот Шанхая достиг 29,05 млн TEUs, из них 10,1 млн TEUs составил контейнерооборот порта Яншань.

неделя, 27 ноември 2011 г.

Кнут и пряник в действии

Границы Болгарии атакуют тракторы





Не будут заблокированы дороги и пункты пересечения границы во время протестов фермеров, назначены на понедельник. Об этом заявил президент Ассоциации производителей сельскохозяйственной продукции в Болгарии Христо Цветанов Дарик.
До сих пор было такого объединения различных организаций в этом секторе, сообщил Цветанов, добавив, что он ожидает не менее 3000 машин в акции протеста.
Железные дороги начали бессрочную забастовку в четверг, а в субботу профсоюзы объявили, что протест 30 ноября будет поддержан в других отраслях экономики в стране. В субботу и федерации профсоюзов полицейских сообщили, что сотрудники полиции будут протестовать на планируемое увеличение пенсионного возраста на два года.
По словам Христо Цветанов, хотя на границах Болгарии и будет скопление сельскохозяйственной техники, но на данном этапе мы не планируем блокаду.
По его словам, количество людей, которые говорят, что они присоединятся к протестам увеличилось. "Большое количество машин мы ожидаем в районе Видин, Монтана, Враца, Русе, Плевен, Пловдив, Пазарджик -. Почти в любом месте организация протеста никогда не была в таком большом масштабе, который будит в настоящее время", добавил он.
Проект бюджета на 2011 год снизил до 230 млн. лева. Это намного меньше, чем планировалось для сектора. Напомним что за месяц до президентских выборов и местного самоуправления кабинет министров Болгарии подписал согласие на выделение 570 миллионов лев в сельское хозяйство. Однако после выборов эта сумма уменьшилась в два раза.
Президент Ассоциации производителей сельскохозяйственной продукции в Болгарии объясняет, что гнев является результатом отсутствия диалога с правительством.
Перед выборами власти давали очень много обещаний. Но после них, причем уверенно победив, о своих обязанностях они забыли. Это и привело к росту напряженности в стране и проведению активных форм протеста.
Финансовый министр Болгарии не нашел ничего более рационального, чем заявив производителям сельскохозяйственной продукции, что если они начнут протест, то субсидии будут обнулены. Вот вам кнут и пряник в действии.