петък, 22 август 2014 г.
вторник, 19 август 2014 г.
Автомобильные перевозки в России
Введенный неделю назад запрет на поставки продуктов питания из стран ЕС уже начал сказываться на ассортименте магазинов. А что ждет те транспортные предприятия, которые раньше доставляли эти продукты до российского потребителя? Известный предприниматель Леонид Штейнберг — руководитель транспортно-коммерческой фирмы «Кама-Тракс», президент логистической ассоциации Татарстана в своей статье, специально написанной для «БИЗНЕС Online», не исключил того, что отрасль может испытать серьезный спад. И тем не менее он не теряет оптимизма.
Перевозчиков потянуло домой
Пока нельзя сказать, как отразится введение российских санкций против западных производителей продовольственных товаров на грузоперевозчиках — слишком мало времени прошло с момента их введения. Многие машины еще не успели даже вернуться из-за границы. Думаю, через месяц-другой ситуация прояснится окончательно. Но представители отрасли опасаются, что если проблема не разрешится в ближайшие два-три месяца, то отрасль грузоперевозок может испытать такой же мощный кризис, какой был в 2008 - 2009 годах. Все предпосылки к этому уже есть. Мало у кого из транспортников имеется достаточный финансовый запас, чтобы продержаться дольше.
Сейчас большие проблемы начинаются у тех, кто занимался перевозкой сельскохозяйственной и рыбной продукции из стран Европы. Слава Богу, моя компания в меньшей степени чувствует дыхание наступающего кризиса в отрасли, потому что мы занимаемся перевозкой оборудования. Думаю, что стройки не остановятся, а если будут какие запреты по перевозкам из-за рубежа, то будем работать с отечественными предприятиями. Но у наших коллег
из-за санкций уже ломаются привычные логистические цепочки, а это самое тяжелое для грузоперевозчиков.
Как правило, перевозчик годами, если не десятилетиями работает с одними и теми же устоявшимся заказчиками. Например, мы сотрудничаем с некоторыми предприятиями по 19 лет. Знаем сезонность их поставок, можем легко перестроиться под их потребности, знаем всю подноготную, все тонкости.
Конечно, новичку непросто будет закрепиться в таких условиях. Куда ему идти, где искать новых заказчиков? Свободных ниш-то уже нет! И, чтобы переманить клиента, они вынуждены демпинговать. Просто выхода другого нет — у любой транспортной компании большинство грузовиков приобретено в лизинг. Для того чтобы платить по долгам, нужно, чтобы машина не стояла, а работала. Вот и получается, что вчерашние «международники» вынуждены понижать цены на свои услуги, чтобы хоть как-то закрепиться на местном российском рынке, и мы, компании, которые на этом рынке работают, это уже почувствовали.
Круговорот машин
Положение осложняется еще и тем, что многие транспортные компании закредитованы. Когда предприниматели брали машины в лизинг, они рассчитывали, как можно будет за нее расплатиться. Потеря контрактов с заказчиками автоматически ведет к срыву лизинговых платежей. У предпринимателя есть месяц, чтобы решить рухнувшую на него проблему. Если у бизнесмена не получается погасить долг — грузовик забирают. Но и лизинговой компании тоже невыгодно такое положение вещей. Изъятые машины нужно реализовывать, но кто их будет покупать, если автоперевозчиков лихорадит, и у них нет денег?
Кстати, еще до обострения экономических отношений с Европой в России начался спад покупательской способности на грузовики.
По моим наблюдениям, за первую половину 2014 года транспортники стали вдвое меньше приобретать новую технику.
Падение спроса на грузовики произошло и на вторичном рынке. Раньше крупные перевозчики, после того, как закрывали лизинг, старались продать трехлетнюю машину и снова покупали новую. А сейчас, раз нельзя продать старую, то и обновления парка не происходит.
Неизвестно, кто больше потеряет...
Мне кажется, что бизнесменам и чиновникам на Западе нужно одуматься. Взять карандаш и посчитать, кто сколько потеряет на этом экономическом противостоянии. Поддержали США в санкциях против нашей страны — замечательно. А теперь кто поддержит тех же европейских фермеров, которые не знают, что с нынешним урожаем делать?
Конечно, мы будем исполнять те законы и распоряжения, которые принимает российское правительство. Надеюсь, что ничего страшного не произойдет, на смену польским яблокам придут казахстанские, а на смену мясу из США придет мясо из Аргентины. А значит, и грузоперевозки скоро возобновятся в прежнем объеме. Признаюсь, что когда я 24 года назад пришел в этот бизнес, я был более оптимистично настроен. Но веру в любом случае терять нельзя. Если не верить в то дело, каким ты занимаешься почти четверть века, то грош тебе цена.
сряда, 13 август 2014 г.
Абонамент за:
Публикации (Atom)