Среди
проблем, с которыми сталкиваются российские перевозчики, весовой
контроль занимает особое место. Неприятности с ним могут возникнуть как у
нарушителей, так и у добросовестных предпринимателей
Оборудование
несовершенно, попытки миновать посты АСВГК приводят к ДТП и разрушению
дорог, а вишенкой на «торте» можно назвать взяточничество со стороны
надзорных органов: оно распространено практически повсеместно. Недавно мы писали о нескольких неприятных ситуациях, так или иначе связанных с весовым контролем:
В Биробиджане пункт весового контроля, установленный рядом с единственным мостом через реку Биру, фактически разделил город на две части. Предприниматели утверждают: «умные» весы выписывают миллионные штрафы даже тем, кто едет без перевеса. Напуганные перевозчики перестали принимать заказы: местные предприятия несут убытки. Представители бизнеса потребовали у местных властей демонтировать АСВГК, но пока добились лишь её кратковременного отключения для настройки и тестирования.
В республике Коми водители лесовозов перед пунктами весового контроля сбрасывают скорость до пяти километров в час, создавая пробки и провоцируя ДТП. Таким образом они избегают ответственности: система автоматического взвешивания по техническим причинам не может измерять вес медленно движущихся большегрузов.
А в Новгородской области недавно осудили экс-инспектора ГИБДД, который «помогал» перевозчикам с прохождением весового контроля. Он дал показания на своих коллег: оказалось, что на федеральной трассе М-10 работала целая картель, бравшая взятки с водителей перегруженных машин.
Дело техники
Львиная доля жалоб со стороны бизнеса связана с неудовлетворительной работой автоматических систем весового контроля. В феврале этого года прокуратура Свердловской области отменила более 400 штрафов, выписанных неисправной АСВГК и вынесла представление местному управлению ГИБДД, ответственному за работу комплекса; это далеко не единичный случай.Перевозчики часто жалуются на неисправные весы, сигнализирующие о перевесе даже тогда, когда его нет. У этой проблемы есть недешевое, но верное решение: рядом с каждым пунктом весового контроля можно установить информационное табло, на котором будет отображаться вес транспортного средства, и весы для контрольного взвешивания. Если водитель увидит, что вес превышает допустимое значение, он сможет взвесить грузовик повторно, на стационарных весах: точность измерения, произведенного во время полной остановки машины, будет выше.
- В Австрии система весового контроля глубоко автоматизирована, - рассказывает президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин. – Каждый пункт оснащен контрольными весами и специальной площадкой, на которой можно разгрузиться, если будет выявлен перевес. Нам не помешало бы перенять зарубежный опыт!
В регионах организацией весового контроля занимаются местные власти. В приказе Минтранса №119, который регламентирует порядок организации пунктов весового контроля, никаких упоминаний об информационных табло и контрольных весах нет, поэтому регионы далеко не всегда идут навстречу перевозчикам. Например, в Нижегородской области ответственные органы согласились оборудовать пункты АСВГК информационными табло, а дополнительные весы устанавливать не стали, отметив, что это не предусмотрено законодательством.
«Бизнес на взятках»
- Контролирующие органы построили настоящий бизнес на взятках, - объясняет Владимир Матягин. – Коррупция распространилась так глубоко, что доверия надзорным службам уже нет. Взятки поставлены на поток. Деньги перечисляются через банковские карточки. «Абонемент», дающий право свободного передвижения по Ленобласти в течении месяца, стоит 30-40 тысяч рублей, в других регионах цифры могут отличаться.Одна из причин повсеместного распространения коррупции - размер штрафов за перевес. Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц он может достигать 500 тысяч рублей. Несколько таких штрафов – и небольшой бизнес можно закрывать. Неудивительно, что многие водители предпочитают «договориться».
– Кроме того, даже самую совершенную систему контроля можно обмануть, - добавляет Матягин. – Многие водители, например, просто завешивают госномера тряпкой. Перегруз фиксируется, а кому выставлять штраф – непонятно.
Справиться с такими хитростями, дополняет президент «Грузавтотранса», помогут высокотехнологичные решения - мониторинг транспорта и телематические датчики, контролирующие вес грузовика в реальном времени. Но даже самая совершенная телематика окажется бессильной, если власть при этом не будет учитывать мнение перевозчиков.
- Без диалога с бизнесом проблему весового контроля решить нельзя, - резюмирует Матягин.
***
Справка:
в ближайшие годы на российских дорогах появятся новые посты весового
контроля. В планах правительства - нарастить количество АСВГК на
федеральных трассах до 400 к 2024 году. Регионы также проявляют
инициативу и активно устанавливают "умные весы" на местных автодорогах.
Самые амбициозные планы - у правительства Ленинградской области, которое
намерено запустить свою сеть АСВГК уже в этом году, а в будущем
нарастить количество контрольных рамок до сотни.
Няма коментари:
Публикуване на коментар