Настигнувший Болгарию экономический кризис , прежде всего , нанёс большие убытки
международным перевозчикам грузов – из - за снизившегося уровня потребления уменьшились грузопотоки и тарифы на них . Кроме того , эта сфера бизнеса очень сильно переплетена с банками и их условиями кредитования . Всемирные лизинговые организации , которые длинное время без особенных гарантий часто раздавали кредиты направо и налево , это предоставило вероятность прийти в бизнес грузоперевозок случайным людям . Ощутив все тяжёлые времена , организации сразу ужесточили условия финансирования . Это стало началом краха для многих компаний .
Кредиты-бери-не хочу.По словам руководителя компании
“ATN-Trans“ ltd,экономиста Царегородцева А.Н. , до кризиса ряды перевозчиков пополнялись . «Не было никаких проблем упрощенно получить финансирование для новых тягачей . В течение 2007 - 2008 г . в Болгарии приобретено практически рекордное количество автомобильных средств , большинство из них – в лизинг . Когда экономическая ситуация стала меняться , большинство лизинговых организаций опомнилось .Они изменили позицию и стали требовать у перевозчиков гарантировать оплату выплат вполне личным имуществом.
Такое решение вызвало шок у многих руководителей автомобильных транспортных компаний . Некоторые из них , не решившись пожертвовать личным богатством , взяли более простое решение – отдали автомобильные средства лизинговым организациям . Столкнувшись с экономическими проблемами , перевозчики и лизинговые организации оказались по разные стороны фронта : одни хотели отложить оплату , иные стремились получить взносы вовремя. Спад на лизинговом рынке.Рынок коммерческого автомобильного лизинга в последнее время испытал огромный спад .Самая сложная ситуация сложилась осенью 2008 г . и в начале 2009 г . , когда объёмы финансирования приобретения новых автомобильных средств в среднем снизились в 3 - 4 раза . Экономический кризис , прежде всего , нанёс большой ущерб бизнесу , который ориентирован на экспорт , а так же международным перевозчикам грузов и людей , которые составляли огромную часть портфеля лизинговых фирм . Эти организации еще в 2008 г . резко уменьшили расходы на расширение деятельности , и это сразу же почувствовал совершенно лизинговый рынок.
По некоторым оценкам можно говорить , что базар коммерческого автомобильного лизинга в предыдущем году , по сравнению с 2008 г . , упал на 85% . На данный момент мы наблюдаем некоторую стабилизацию ситуации , в начале года не участились случаи возврата транспорта . Так как падение в секторе
международных перевозок грузов был один из первых , по сравнению с иными секторами бизнеса , большинство компаний , которые не смогли реструктуризировать свою деятельность и адаптироваться к новым условиям , уже покинули рынок.Предыдущий год на самом деле стал действительно переломным в бизнесе перевозчиков – те компании , которые не смогли выжить в сложных условиях , должны были покинуть рынок. На провал некоторых повлияли и лизинговые организации , которые не согласились обновлять условия выплат . В начале предыдущего года транспортные компании пробовали действовать более совместными силами .Болгарская транспортная ассоциация инициировала обращение к лизинговым организациям и правительству , в котором просила вести переговоры об отсрочках с перевозчиками . Однако на это никто не обратил внимания , каждая компания решала свои проблемы индивидуально.
На базаре остались те перевозчики , которые первыми ощутили опасность , реагировали и подготовились к изменениям на базаре : потом оптимизировали расходы , хорошо продумали стратегию компании , сразу установили приоритеты .
Хотя руководители лизинговых организаций утверждают , что базар покинули самые бессильные перевозчики , факты указывают на иное : со сложностями в последнее время столкнулись и бывалые организации . Руководители транспортных компаний в адрес лизинговых организаций высказывают огромное количество претензий . Наш бизнес очень сложный и рискованный – никогда не можешь быть уверен в том , что транспортное средство-объект лизинга возвратится из рейса невредимым , ничего не случится с грузом . После того , как транспортные компании заложили лизинговой организации свои тягачи ,им пришлось столкнуться с серьёзными проблемами . Общаться с лизинговыми организациями надо только письменно и собирали все акты , которые могут понадобиться . Менеджеры лизинговых компаний очень часто меняются , поэтому получив при устном общении какое - то обещание , потом сложно найти концы и это доказать.
Специально или нет ? Отношения лизинговых организаций и перевозчиков портит и то , что в лизинговым организациям часть тягачей и
транспортных средств возвращаются с дефектами , им не хватает деталей . Руководитель одной болгарской транспортной компании , купивший у лизинговой организации конфискованное автомобильное средство , был нежелательно удивлён : некоторые детали были заменены , а других вообще не хватало . Оказалось, что компания , которой принадлежали лизинговые тягачи , длинное время не выплачивала водителям зарплаты . Увольняясь , они расплатились тем же : взяли то , что можно было взять . Практически новый тягач купили недорого , но пришлось огромно потрудиться , поездить по сервисам , пока автомобильное средство стало пригодным для использования.
Эта проблема еще более болезненна для лизинговых организаций . Увы , но действительно бывают случаи нанесения уже намеренного вреда технике . ПерспективыКак представители лизинговых организаций , так и перевозчики , предыдущий год наименовали одним из самых сложных . В этом году они думают,что на рынке международных грузоперевозок наступят некоторые позитивные моменты . «Уже наблюдаем свет в конце тоннеля , в нашем бизнесе чувствуется оживление . Оживает западный базар , всё больше грузов необходимо перевозить в Россию» , - оптимистично смотрит в грядущее Царегородцев А.Н.Он так же порадовался более тёплым отношениям с лизинговыми организациями , которые пытаются трудиться более эластично , лучше приспосабливаются к необходимостям перевозчиков . Ярким примером может послужить УникредитЛизинг.Улучшающаяся ситуация в бизнесе перевозок обещает положительные сдвиги и на базаре автомобильного лизинга .Рынок лизинга зависит от темпа роста в Европе и странах СНГ.
По словам представителей лизинговых организаций , в начале 2009 г . было достигнуто дно по выдаче кредитов на приобретение новых автомобильных средств , аналогичная ситуация длилась и на протяжении всего 2009 г .На данный момент транспортные компании , пусть и с опаской, но решаются инвестировать с помощью услуги финансового лизинга .Позитивные прогнозы на грядущее выразил и один из руководителей “UnicreditBulbank“ . Должна ожить экономика Болгарии и экономики главных партнёров по экспорту , для того , что бы транспортные компании снова могли энергичнее расширять свою деятельность ,и осуществить новые инвестиционные проекты . Опираясь на экономический обзор “UnicreditBulbank“ , оживление экономики будет заметно во втором полугодии 2010 г . Компании начнут планировать инвестиции в долговременное богатство , принимая долгосрочные финансовые обязательства , позже , чем оживёт сама экономика . Это повлияет и на лизинговый базар , потому что компаниям необходимо будет купить средства для производства или транспорт.Большие перемены уже произошли , и хотя 2010 г . так же будет достаточно сложным , на лизинговом базаре можно будет ожидать признаков стабилизации как следствие стабилизации на рынке
международных грузоперевозок .