неделя, 6 януари 2013 г.

Дорожное не единство

Международные автомобильные перевозки невозможны без оплаты за дороги.

В начале декабря в Брюсселе прошла конференция на тему «Справедливая и эффективная стоимость дорог». С большим докладом на ней выступил вице-президент Еврокомиссии (ЕК), курирующий транспорт, Сиим Калласс. В нем он нарисовал общие контуры путей совершенствования системы финансирования автодорожного строительства, призванной ввести единый порядок в практику дорожных сборов.

 Практика взимания платы за проезд стала широко практиковаться в Европе лишь в 2000-е годы. И на это есть серьезные объективные причины, среди которых доминирует одна – главная: европейский дорожный сектор уже давно испытывает нехватку средств для поддержания и развития своего дорожного хозяйства. Эта тенденция началась еще в конце 70-х годов прошлого века. Если в 1975 в странах Евросоюза (ЕС) государственные инвестиции в транспортную инфраструктуру составляли 1,5% от ВВП, то в 2008 они упали до рекордно низкой планки – 0,8%. В частности, Германия оценивает ежегодный недостаток средств в дорожном секторе в 2,5 млрд. евро. Причем только на содержание дорог – не говоря уже о строительстве новых. Глава Федерального объединения немецкой промышленности Ханс-Петер Кайтель даже заявил как-то, что если радикальные меры не будут приняты, то «Германия скоро станет страной с самыми плохими дорогами во всей Западной Европе».

 Характерная картина сегодняшнего состояния европейского дорожного сектора – автобаны построили, а на их эксплуатацию денег не хватает. Такое положение сложилось, например, в Испании и Португалии, которые создали обширные сети автомагистралей, но теперь не могут их содержать в нормальном состоянии. Германия недавно сократила бюджет на содержание улично-дорожной сети до 9,75 млрд. евро с 12, хотя и первоначальная цифра считается недостаточной. «Ситуация сложилась на сегодняшний день настолько критическая, что справиться с дефицитом финансирования не в состоянии госбюджеты государств даже при поддержке европейских фондов», – констатирует Калласс. По оценкам ЕК, для того, чтобы ситуацию поправить, до 2030 в европейские дороги надо вложить как минимум 1,5 трлн. евро.

 И эта гигантская сумма представляется нереальной, если ничего не менять. В качестве важного резерва рассматриваются возможности более широкого привлечения частных капиталов; об этом говорит тот же Кайтель, приводя в качестве примера эффективного сотрудничества государственного и частного капиталов Францию. И при этом все актуальней становится тема платных дорог. Каждому свое Чтобы поправить дела, европейские страны одна за другой втягиваются в гонку за расширение сферы платных дорог. Яркий пример тому Германия, которая стала взимать дорожные сборы с некоторых автобанов лишь с 2005 г., причем, только с тяжелых грузовиков (массой свыше 12 тонн). Но уже в этом году с 1 августа увеличила километраж платных магистральных трасс на 1135 км. При этом изначально в практике дорожных сборов стали применяться два метода, которые условно можно назвать «повременным» и «сдельным». Первый воплощен в виньетки, которые дают право на проезд по всем трассам на определенный период времени, второй распространяется на отдельные трассы или участки пути (включая тоннели, мосты и пр. и зависит от километража. Если к этому добавить разницу в способах технического обслуживания этих двух методов (сбора платежей и контроля), то складывается довольно пестрая картина, которую Калласс назвал «лоскутным одеялом». Она создает массу сложностей в учете затрат и головные боли водителям, которым непросто разобраться в этом многообразии. Со своей стороны ЕК пытается внести в этот процесс хоть какую-то упорядоченность и единообразие.

Однако пока достигнуто в этом направлении немного. Во-первых, ныне действующей порядок, который определен совместной директивой ЕК, Европарламента и Совета Европы от 2006 г., распространяется лишь на грузовые автомобили ( весом сверх 3,5 т.). Во-вторых, введение платы за проезд не является обязательным для членов ЕС, и сегодня восемь из них не имеют платных дорог, а еще у четырех сборы распространяются только на тоннели и мосты. В-третьих, в директиве перечислены лишь основные принципы определения размеров платы (в зависимости от расстояния, времени пользования трассами и состояния автомобиля), а конкретика выражена лишь в максимальном уровне годовых ставок сборов.

Кроме того, она ограничивает право сборов только применительно к автомагистралям или многополосным автомобильным дорогам, по своим технико-эксплуатационным характеристикам аналогичным им, а также к мостам, туннелям и горным маршрутам. При этом директива лишь разрешает и поощряет кооперирование стран по введению единообразия национальных систем дорожных сборов.

Однако, сегодня ЕК созрела для того, чтобы принять более жесткий и однозначный регламент для всего Сообщества. Как платить?

 Фундаментальных вопросов, который всплыл в ходе нынешней дискуссии, звучит так: кто должен платить за дороги – налогоплательщик или пользователь? На национальных уровнях применяются смешанная практика. В одних случаях, когда финансирование дорожного сектора идет из госбюджетов, платит все население. В других – создаются целевые бюджеты за счет дорожных налогов на транспортные средства, и тогда акцент делается на их владельцев. Третий случай еще более конкретный – когда плата привязана к степени эксплуатации дороги непосредственно. И сегодня в Брюсселе складывается мнение, высказанное, в частности, и в выступлении Калласа, что самым справедливым способом формирования дорожных бюджетов была бы плата за проезди, причем, строго в зависимости от расстояния с поправками на вес и экологическую характеристику автомобиля. То есть предлагается отказаться от виньеточной системы и перейти на покилометражную с едиными тарифными ставками. В идеале это был бы единый для всего пространства ЕС тариф, с единой системой электронного сбора и учета, обеспеченного за счет синхронизации электронных систем.

 При этом необходимо синхронизировать национальные системы сбора пошлин, а также избавить их от дискриминации по признакам гражданства или места жительства. Увы, последнее условие, не смотря на действующую директиву, по мнению Калласа соблюдают только 14 членов ЕС. Система должна быть простой, дешевой и прозрачной, чтобы плательщики знали, на какие цели расходуются собранные средства. Очень спорным пока является вопрос о распространении дорожных платежей на легковые автомобили. Кое – где они к ним применяются, а кое-где (в частности, в Германии) – нет. По мнению Калласа это будет наиболее дискуссионной темой, хотя он сам склоняется в пользу всеобщности сборов. Как вытащить пробки? Другая проблема – пробки. Ее масштаб уже такой, что начинает угрожать конкурентоспособности Европы.

Исследования в этой области показывают, что простои на автотрассах обходятся европейским предприятиям и гражданам в 1% от ВВП ЕС. А это порядка 80 млрд. евро в год. Причем, в плотно застроенных районах эта цифра достигает 2% от ВВП. По мнению Калласа, неоднородность практики дорожных сборов является одной из причин этой болезни. Она способствует неравномерности в интенсивности трафиков за счет перетекания транспортных потоков с платных дорог на бесплатные, влияет на выбор маршрутов с учетом масштабов платных зон или стран, где вообще дороги бесплатные. Ну, а в качестве конструктивных мер эксперты ЕК предлагают для начала на 15% снизить нагрузки на дороги в часы пике. Это может быть достигнуто за счет планирования графиков движения, стимулировать которые можно и посредством повышенных дорожных тарифов на такие периоды. Пока еще рано говорить о конкретном наполнении и сроках внедрения новой модели. Но работа в этом направлении уже идет. В ЕК уже проанализировано свыше 300 предложений, и специальная рабочая группа должна представить свои выводы и рекомендации к июню будущего года.

 Приложение. 1.Список стран ЕС, в которых действует плата за дороги в зависимости от расстояния: Германия, Греция, Ирландия, Испания, Италия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Франция 2.Список стран, в которых есть только платные тоннель и мосты: Бельгия, Великобритания, Дания, Швеция 3. Список стран, в которых действует плата за дороги в зависимости от времени (система виньеток): Австрия, Болгария, Венгрия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Чехия. 4.Список стран, в которых нет платных дорог: Кипр, Латвия, Люксембург, Мальта, Финляндия, Эстония



петък, 28 декември 2012 г.

BGLOGIST – транспортная логистика

BGLOGIST – транспортная логистика

Порт Роттердам подвел итоги работы в 2012 году. Рост грузооборота позволяет с оптимизмом смотреть в транспортное будущее Европы.

Европа прошла тяжелый путь, главным итогом которого является учеба экономить.

Транспортный сектор Европы научился экономить. А поэтому с уверенностью можно сказать, что в 2013 году нас ждет подъем грузоперевозок.

вторник, 25 декември 2012 г.

Ответственное хранение вещей


Услуга ответственного хранения - это прежде всего надежное хранение груза в целях обеспечения бесперебойного режима логистики. Это как транспортная, так и складская логистика. Отношения субъектов в этих отношениях регламентируются на основе договоров. Это позволяет потребителю таких услуг экономить значительные финансовые средства. Так как выполнение задач складирования производят профессионалы.

  Ответственное хранение вещей начинается с посещения менеджера. Он производит расчет объема работ, ну и соответственно определяет стоимостное выражение услуг по хранению вещей. Этот процесс весьма трудоемкий. Он включает в себя перевозку груза, подбор транспорта, упаковочные работы, погрузку и выгрузку, технические документы и документы для расчета стоимости услуг, отслеживание в реальном времени движения товаров.

 Техническая составляющая для этих услуг,так же весьма обширна. Для качества обслуживания необходимы наличие специальной техники для склада, оборудование самого склада на современном уровне логистики, система охраны, видеомониторинг, наличие устройств по поддержанию температуры на складе и серьезная система пожарной безопасности.

неделя, 23 декември 2012 г.

Полиция спасает от морозов


Аномальные холода добавили хлопот международным транспортным компаниям, которые не смотря на плохую погоду, выполняют свою работу. Однако больше обязанностей и у полиции.

 Сотрудники полиции ежедневно спасают десятки человек, которые замерзают на дорогах России. Об этом сообщили в МВД РФ. «Ежедневно сотрудники Госавтоинспекции спасают десятки человек, попавших в затруднительное положение на дорогах из-за холодов.

Сверхнизкий температурный режим, установившийся во многих российских регионах, осложнил ситуацию на дорогах. Сотрудники Госавтоинспекции оказывают помощь участникам дорожного движения, попавшим в сложную ситуацию на загородных автотрассах», — сообщается в релизе МВД. МВД в связи с холодами настоятельно рекомендует жителям в случае подобных ЧП сразу вызывать полицию, которая в морозные дни усиленно патрулирует автодороги.

  

събота, 22 декември 2012 г.

Ужесточение ведет к бунту

Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов рассуждает на тему бунта автомобилистов. Будит ли бунт в стране и какие для этого уже есть условия.

Автоматическая фиксация правонарушений и «письма счастья» пришли в нашу жизнь относительно недавно. В основном, при старте этого нововведения, они касались нарушения скоростного режима. И не вызывали много вопросов. Принцип «нарушил – заплати» воспринимался большинством водителей как некая аксиома. В пользу последнего тезиса говорила неофициальная статистика собираемости штрафов по «письмам счастья» - платили 4 из 5 нарушителей.
Во многих случаях «камеры» принесли немалую пользу. Например, аварийность и тяжесть последствий ДТП на ТТК в Москве снизилась чуть ли не на четверть, а счет спасенных жизней уже давно пошел на сотни. Неотвратимость незначительного трехсотрублевого штрафа за нарушение скоростного режима привела к важным изменениям в психологии вождения: нет никакого смысла спешить и делать свою поездку платной, если можно выехать на пять минут пораньше.

Тем не менее, последние инициативы московского правительства сводят на нет все многолетние усилия, направленные на наведение порядка на дорогах. Все понимают, что речь идет о таких «идеях», как выделенные полосы и платные парковки в центре. Почему же эти идеи подрывают завоеванное преимущество перед нарушителями, создают опасные необратимые тенденции перехода добропорядочных водителей за рамки правового поля и приближают нас к своеобразной «точке невозврата»?
Основная причина заключается в восприятии наказания нарушителем. И, самое главное, считает ли себя нарушитель таковым. В случае с нарушениями скорости подавляющее число попавшихся чувствовали вину, и это отражалось в собираемости штрафов. В случае с выделенными полосами и платной парковкой нарушители не чувствуют себя нарушителями. Да и я не имею морального права называть нарушителями тех людей, которые борются с глупыми инициативами так, как могут. А отсутствие чувства вины, помноженное на многотысячный штраф, рождает у людей только негативные чувства и агрессию.
Действительно, откуда же взяться чувству вины и ощущению, что ты нарушил, если власть упорно отказывается изменить ГОСТы, для того, чтобы расширить число доступных парковочных мест? Если один чиновник дает разрешение на строительство небоскреба без парковки, а другой потом всех приехавших на работу в это здание цинично штрафует и грозит еще и машину увезти? Если почти на всех выделенных полосах водители, стоящие в пробке, не видят иной раз ни одного автобуса за час, а в тех, которые изредка проезжают мимо, находится от силы 5-10 человек? Если разметка нанесена таким изощренным образом, что повернуть, без риска потерять или жизнь, или 3000 рублей, практически невозможно?
Опять же, по неофициальным данным, собираемость штрафов по «письмам счастья» в последнее время упала с 80% до 25%, что является самым низким историческим уровнем. Т.е., 3 из 4 человек отправляют полученное постановление туда, куда считают нужным. В мусорную корзину. Это и есть ответ массовым репрессиям в отношении автомобилистов. Однако есть куда более опасная тенденция, которая страшнее на порядки, чем просто неоплата штрафной квитанции. И эта тенденция сейчас только зарождается, а в следующем году, если московское правительство не прекратит свои эксперименты по «повышению стоимости владения автомобилем», она закрепится и развернуть ее обратно никто уже не будет в силах.
Это тенденция скрытия номерных знаков и избавления от них.
Наверняка многие заметили, что на дорогах в последнее время появилось большое количество машин с очень грязными номерами, вообще без номеров, с транзитами, с кленовыми листочками, «прилипшими» к номерному знаку. И это неслучайно. Это вторая волна протеста против несправедливых штрафов, мало отличающихся от «гоп-стопа». Конечно, часть водителей этих «безномерных» автомобилей не являются Робин Гудами, но принципиальных нарушителей всегда было мало. Мы оценивали их количество максимум в 1-2% от общего количества. Сейчас же становится очевидно, что на волну ужесточений водители отвечают ассиметрично, массово и точно: процент автомобилей с нечитаемыми номерами растет в геометрической прогрессии. Людям надоело, что их постоянно «кидают» и все начали думать, как с этим бороться.
Поскольку бороться официальными способами невозможно, так как чиновники нас просто не слышат и методично делают то, что запланировали, без оглядки на мнение людишек, автомобилисты стали отвечать чиновникам их же методами. Например, оформляя автомобиль на несовершеннолетних детей или просто снимая авто с учета, или снимая номерные знаки на период парковки, или приклеивая кленовый листочек, газетку, пакетик на номер.
За пять потраченных минут водитель получает 100% иммунитет от всех инициатив чиновников, разумных и глупых, получая невероятное преимущество во всем. Во-первых, штрафы перестают приходить вообще. Во-вторых, если автомобиль снят с учета, то уже не надо платить транспортный налог. В-третьих, риск минимален, так как инспекторы ДПС в основном заняты оформлением ДТП, и вероятность быть остановленным персонально инспектором радикально низка.
Но даже если инспектор и остановит вас, то штраф за грязный номер 500 рублей. Штраф за просроченные транзиты в среднем 500 рублей. А если автомобиль запаркован, то иметь номера на нем совершенно необязательно. Они могут лежать в багажнике, например. А номерные рамки с возможностью быстрого съема и установки номерных знаков уже постепенно появились в продаже. И это еще мной не поднята тема с иностранными номерными знаками.
В рамках постепенно складывающегося в автомобильном сообществе консенсуса, все эти ухищрения уже не являются индикатором того, что человек плохой. Если раньше это явление рассматривалось с негативной точки зрения ухода от ответственности, то сейчас все больше людей считает, что скрытие номеров - это позитивная форма протеста. С каждым днем всё больше и больше людей оказываются вынуждены перейти грань и выйти за рамки закона. И они с удивлением для себя обнаруживают, что за «флажками» очень даже неплохо.
Можно ездить по «выделенкам» и доезжать до работы не за 2 часа, а за 15 минут. Можно парковаться и не опасаться, что придет штраф, а в случае его неоплаты не выпустят отдохнуть в Турцию. И вместо оплаты транспортного налога, идущего непонятно куда, можно адресно помочь детскому дому. И можно вообще забыть про чиновников. Надо всего лишь разорвать тонкую связь между своим автомобилем и государством - регистрационный знак.
Если раньше это не было массовым явлением, то уже через какой то год, по моему прогнозу, десятки, а то и сотни тысяч водителей в Москве и области начнут разрывать эту «номерную» связь с государством. Но один раз переступив черту, возвращаться обратно очень тяжело. И если платить за проступок, который ты совершил и чувствуешь вину, нормально, то платить за алчность и глупость чиновников - это тяжелая запущенная форма мазохизма, которой в России страдают далеко не многие.
И те люди, которые придут на смену Сергею Собянину и Максиму Ликсутову, будут вынуждены не столько бороться с неминуемым транспортным коллапсом, сколько пытаться убедить водителей, вышедших за рамки правового поля, вернуться обратно. Но сделать это после прохождения «точки невозврата» будет ой как сложно.